Свидетель "темного" средневековья.

С незапамятных времен хранится в нашей семье обыкновенная, казалось бы, вещь - старинная позолоченная пуговица. Когда и откуда она попала к нам, семейная история этого, увы, не сохранила. Но вещь эта сама по себе неординарная, необычная. Ну, начнем все по порядку.


Перво-наперво о ее возрасте.
Смею утверждать, что время ее создания середина 16 века. И доказательств этому хоть отбавляй.
1.) Ранее у этой пуговицы имелось специальное медное колечко, которое как у цепочки была прикреплена к ее припаянному к самой пуговице ушку. Как я слышал в одной телевизионной передаче посвященной филобутонистике ( коллекционирование пуговиц ), подобное колечко на пуговицах характерно именно для середины 16 века. К концу этого же века подобный стиль уже не существовал.
2.) Кроме того, по манере исполнения эта пуговица без сомнения принадлежит ко времени правления Ивана IV Грозного. Это сразу же становится очевидным при сравнении ее с цатой ( деталь оклада) на икону Андрея Рублева "Троица" подаренной самим царем "Всея Руси" Троице-Сергиевой Лавре в середине того же 16 века. Возможно, что и эту пуговицу изготовили мастера Оружейной палаты Московского Кремля. Оба эти произведения поражают тонкостью исполнения и изысканностью сочетания чеканки, скани с эмалями и драгоценных камней. ( Правда, на самой пуговице имеется лишь имитация этих самых камней.)
Итак, можно считать доказанным, что данная пуговица изготовлена именно в середине 16 века. Но доказательство подлинности не главное в нашем повествовании. Куда интереснее и важнее узнать - кому же она могла принадлежать и на какой одежде использовалась? Я могу доказать, что эта пуговица, бесспорно, принадлежала к свадебному костюму невесты или жениха. Об этом говорят детали самой пуговицы, в которых зашифрован потаенный смысл церемонии венчания.
1.) Пуговица хоть и медная, но сверху все же позолоченная. Это говорит и о торжественности церемонии, и о одноразовом применении как и самой пуговицы, так и самого венчального костюма. Что как раз характерно для свадеб.
2.) Пуговицу обрамляют 16 имитаций камней сапфиров, что также доказывает мою догадку. 16 "сапфиров" - это возраст того, кто венчался. 16 лет - как раз тот возраст, в котором в те времена как раз чаще всего и вступали в брак. Эти лжесапфиры огранены, если можно так сказать, в стиле кабошон ( обработка камней в виде правильной выпуклости на плоском основании ). Так обрабатывали камень на Востоке и в Средневековой Европе. Этот вид огранки наиболее древний. Он предназначался главным образом для украшения предметов религиозного культа. Сверх того, сапфир считался камнем чистоты и девственности, что также было непременным условием для венчания в то время.


3.) Внутри пуговицы находится узор, говорящий об интимной стороне свадебной церемонии. Там приводится изображение мужского и женского начала, правда не в открытом (что и не удивительно!), а в зашифрованном виде. Голубая эмаль опять же говорит нам о телесной чистоте брачующихся, а стилизованное изображение этих самых начал представленных бордовой эмалью, полностью соответствует человеческой физиологии.


В середине пуговицы находится бордовая точка, свидетельствующая о предстоящем единении этих двух (мужских и женских) начал в одно целое. Вся эта "картина" представлена на фоне белой эмали, опять же свидетельствующей о духовной и телесной чистоте вступающих в брак.


Одно мне до сих пор не понятно - к какому классовому сословию принадлежал владелец этой пуговицы?
Низам такое было не по карману, а вот верхушка общества могла себе позволить и цельнозолотые.
Вот вам и "темное, мрачное" средневековье! Средневековый мастер вложил в свое произведение больше смысла, чем кто-либо смог бы сделать сейчас. А ведь речь то идет всего-навсего об обыкновенной 450 летней пуговице!

На главную.

Автор Бурмистров А. 23.11.2006 года.
Hosted by uCoz