Харьковский раритет.


mK-V

15 сентября 1916 года в 5 часов 30 минут утра на реке Сомме своими лязгающими стальными гусеницами танк навеки вписал себя в анналы всемирной истории. 32 английских танка Mk I вместе с сопровождающей их английской же пехотой устремились на надежно окопавшихся на своих позициях германцев. Медленно ползущие грохочущие стальные чудовища привели оторопевших от увиденного немцев в ужас переросший позднее в настоящую коллективную панику. Та самая первая танковая атака закончилась для британцев явным успехом. Они достигли главного - продвинулись немного вперед (на пять километров по фронту) на том самом участке который до этого более месяца безуспешно атаковали пехотой неся при этом довольно высокие потери.
Признаться, я даже не ожидал, что когда-нибудь собственными глазами увижу это первое в истории чудо бронетехники. А случилось это в Харькове как раз в новогоднюю ночь наступавшего 2007 года. Понятное дело, что тогда мне было не до него. Но уже утром следующего дня я целенаправленно направился посмотреть на этот танковый раритет.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что это действительно английский танк Mk, но более поздней модификации - Mk V (самец). "Самками" именовались танки имевшие на вооружении пулеметы.


"Самцами" - танки вооруженные помимо пулеметов еще и пушками.


    Вот технические характеристики Mk V.


  • Начало серийного производства - декабрь 1917 года.
  • Впервые вступили в бой - у Амель 4 июля 1918 года.
  • Боевая масса - 29,47 т
  • Экипаж - 8 человек
  • Высота - 2,64 м
  • Длина - 8,06 м
  • Ширина - 4.11 м
  • Толщина брони :
  • Лоб и борт - 14 мм
  • Крыша и днище - 6 мм
  • Вооружение :
  • Орудия - два 57 мм "Гочкис"
  • Пулеметы - четыре 7,7 мм "Гочкис"
  • Боекомплект :
  • Выстрелов - 207
  • Патронов - 5700
  • Двигатель :
  • Марка - "Рикардо"
  • Тип - карбюраторный
  • Число цилиндров - 6
  • Охлаждение - жидкостное
  • Запас топлива - 422 л
  • Подвеска - жесткая
  • Тип гусеницы - металлическая, крупнозвенчатая.
  • Количество траков в цепи - 90
  • Ширина трака - 673 мм
  • Шаг трака - 197 мм
  • Максимальная скорость - 7,5 км/ч
  • Запас хода - 72 км
  • Преодолеваемый подъем - 35 градусов
  • Ширина преодолеваемого рва - 3 м
  • Толщина сваливаемого дерева - 50- 55 см
  • Толщина пробиваемой стенки - 3 кирпича

Когда же этот харьковский экземпляр попал сюда (в смысле в тогдашнюю Россию)? Конечно же в годы Гражданской войны. Это был своеобразный "Ленд-лиз" Антанты белым армиям Деникина и Врангеля.
Гражданской войны, слава Богу, давно уже нет, но как напоминание о ней и по сей день этот железный трофей доставшийся Красным году, наверное, в 1920-м стоит возле исторического музея города Харькова. Вещь это весьма редкая - на территории всего бывшего СССР их всего-то уцелело каких-то пять штук.
Так что будете в Харькове - посмотрите, не пожалеете.
Hosted by uCoz